Рассматриваем типичные для гиперактивных и невнимательных детей ситуации и разбираемся, что к чему
Часто дети с синдромом гиперактивности и дефицита внимания остаются непонятыми, а у родителей могут возникнуть вопросы и убеждения: «Как он может быстро истощаться, ведь он бегает и прыгает уже не первый час?», «Это просто лень, нет сил только на уроки, конструктор он собирает часами».
«Сил нет только на уроки, конструктор он может собирать часами. Мне кажется, это просто лень»
Действительно, дети с СДВГ могут часами играть с лего, собирать роботов или играть в машинки, не выполняя при этом уроки.
Говорит ли это о лени? В большинстве случаев — нет. Задания, в которых нужны концентрация внимания или мотивация ребенка, требуют бо́льших сил, а значит ребенок быстрее устает и теряет способность быть успешным в них.
«Ему неинтересно слушать других. Он постоянно кричит, вертится, задаёт странные вопросы. Кажется, проблема в воспитании»
Именно импульсивность детей с СДВГ чаще всего бросается в глаза и может выглядеть как отсутствие воспитания. Но важно понимать, что ребенку трудно контролировать и сдерживать свои реакции именно в силу особенностей развития.
Он может проявлять агрессию, плакать, убегать, но не специально, — ребенок выбирает самый простой способ реагирования, потому что не может справиться с эмоциями и правильно оценить обстановку.
«Как он может истощаться, если бегает и прыгает часами и всегда такой активный?»
Эта особенность чаще всего вызывает много вопросов. Родители часто запрещают бегать, трясти ногами за столом, крутить что-то в руках, или наоборот — дополнительно нагрузить ребенка, чтобы он выплеснул энергию.
Ни один из этих вариантов не помогает. Повышенная двигательная активность нужна детям с СДВГ как источник энергии. Например, трясти ногами, чтобы лучше сконцентрироваться, и если запретить это делать, ребенку будет тяжелее слушать, что ему говорят учителя или родители.
«Нам нужно слишком много времени, чтобы выйти из дома или собраться утром, он все время что-то забывает или теряет, как будто специально»
Дети с СДВГ часто по-другому ощущают время, поэтому растягивают процесс сборов или начинают в последнюю минуту.
В школе это проявляется в неспособности вовремя сдать контрольную работу или правильно рассчитать время между уроком и переменкой. Однако этот процесс происходит абсолютно не специально, более того, навык планирования можно и нужно развивать.
«Ему скучно в школе. В пенале все время поломанные ручки, на руках непонятные рисунки, а в портфеле — куча разорванных листов. Он занимается чем угодно, только не учебой»
Практически любому ребенку сложно отсидеть 5-6 уроков в школе, а для детей с СДВГ это целое испытание.
Коротких перемен не хватает, поэтому они ищут способы, которые помогают досидеть до конца и выполнять задания учителя. К таким методам самопомощи можно отнести бесконечные походы в туалет, рисование на руках и полях, порванные странички в учебнике, погрызенные карандаши и ручки.
Как помочь гиперактивному и невнимательному ребенку?
Повышенная двигательная активность, невнимательность, импульсивность и утомляемость почти никогда не связаны с ленью, воспитанием или отсутствием заинтересованности, а являются особенностью развития мозга и требуют помощи родителя и специалиста. Делимся рекомендациями, как сделать жизнь гиперактивных детей более размеренной и последовательной. Вот несколько советов:
Организуйте пространство
Ребенок с СДВГ зачастую кажется маленьким ураганом, который стремительно наносит хаос везде, где бы он не оказался. Это вовсе не связано с воспитанием, а ужесточение правил или ограничения — абсолютно бессмысленны.
Какой же выход? Организуйте пространство! Используйте расписания, таймеры, и часы, сделайте удобным рабочее место, формируйте ежедневные ритуалы, исключите лишние источники возбуждения.
Создайте ребенку повторяющуюся домашнюю рутину, которая будет для него знакомой и понятной. Это поможет сократить утомляемость ребенка и развить в нем последовательность и умение себя контролировать (расписание, планеры, напоминания), в более старшем возрасте он будет благодарен вам!
Не ругайте ребенка за эмоции
Может казаться, что ребенок с СДВГ делает что-то специально, пытаясь спровоцировать родителя, а его реакции зачастую могут выглядеть как агрессия или непослушание. Мы говорили, почему это не совсем так.
В такие моменты родителю нужно помочь ребенку взять «себя в руки», научиться выражать свои эмоции иным способом и останавливаться. У вас может быть тайное слово, например «замри» — это будет означать, что ребенку нужно остановиться и обратить внимание на родителя.
Хорошим методом будет даже обычный разговор. Узнайте у ребенка, что он сейчас чувствует. Часто дети сами не понимают, почему случилась та или иная реакция.
Тренируйте навык ожидания
Если бы нас спросили, какой навык стоит развивать одним из первых, мы бы точно рекомендовали учить ребенка с СДВГ ждать своей очереди, не перебивать родителей во время разговора и в целом быть более терпеливым.
Начните с маленьких шагов, попросите его подождать 2-3 минуты, пока вы закончите свои дела и будет готовы его выслушать. И если ребенок справился, обязательно похвалите его за это. Важно соблюдать это правило постоянно. Если не будет закреплений, оно перестанет работать.
Соблюдайте режим работы и отдыха
Мы можем не замечать, когда ребенок нуждается в отдыхе. Делайте обязательные переменки по 10-15 минут в моменты, когда он занимается уроками или другой монотонной деятельностью. Разрешите ему пройтись, покрутиться, походить по классу. Всего несколько перерывов увеличат работоспособность в несколько раз.
Не ругайте ребенка, если он постоянно что-то крутит в руках во время работы и трясет ногами, а наоборот —предложите альтернативу. Это могут быть массажные кольца и мячики, игрушки-антистрессы, балансировочные подушки и массажные коврики. Они станут дополнительной тактильной стимуляцией и помогут сконцентрироваться на обучение и работе.
Не нагружайте ребенка дополнительным секциями
Найдите баланс между интересами и возможностями — слишком активные виды спорта могут негативно отразиться на состоянии ребенка с СДВГ и привести к еще большей истощенности и импульсивности.
Выбирайте спорт, который наоборот будет развивать ресурсы ребенка. Кстати, отличным вариантом является плаванье.
Научите ребенка перепроверять свои действия
Навык повторной проверки уроков или домашних дел поможет избежать трудностей в обучении. Часто дети допускают ошибки именно из-за повышенной отвлекаемости.
Нейропсихолог поможет эффективно преодолеть имеющие трудности и избежать проблем в будущем — во взрослом возрасте СДВГ может доставить не меньше проблем, поэтому раннее вмешательство просто необходимо.
Мы понимаем, что быть родителем ребенка с СДВГ — очень непросто, и хотим вам помочь. Специалисты Нейронлайн подберут рекомендации именно для вашего случая и помогут сделать жизнь вашего ребенка последовательнее и спокойнее.